Вальдорфская методика преподавания базируется на нескольких столпах. Каждый из них является основополагающим, обойтись без которого не возможно.

РИТМ ДНЯ, НЕДЕЛИ И ГОДА

Каждый ребенок живет в ритме бодрствования и сна, запоминания и забывания. И эта ритмичность учитывается как в построении учебного дня, так и в составлении расписания на неделю и даже на год. Соблюдение одного и того же ритма дает детям возможность чувствовать себя уверенно в школе, меньше уставать, сохранять возможность рассуждать, мыслить даже в конце учебного дня.

Как же строится ритм дня в вальдорфской школе, сначала детей нужно немного «пробудить», его тело, чувства и волю. Для этого уроки во всех классах начинаются с так называемой ритмической части, на которой дети играют на флейтах, поют и читают стихи, в первых классах «протопывают» и «прохлопывают» ритмические упражнения, а также занимаются развитием речи.

  • Ритмическая часть сменяется основным уроком, тема которого формируется согласно текущей эпохи (это может быть математика или ботаника, география или история, все предметы естественнонаучного и гуманитарного цикла). За основным уроком следуют иностранные языки, уроки музыки, физкультура, живопись, эвритмия. На окончание дня обычно ставят практическую деятельность: ремесла, рукоделия, различные научные испытания
  • Ритм недели прослеживается в чередовании предметов учебных дней и различной нагрузке на способность к восприятию и осмыслению информации. Так в начале недели она ниже, чтобы дать возможность детям адаптироваться в школе после выходных, к середине недели достигает максимума, а в пятницу опять нагрузка снижается.
  • Ритм года – это праздники и различные мероприятия школы, которые приурочены к годовому календарному кругу.

ПРЕПОДАВАНИЕ ПО ЭПОХАМ

Особенностью вальдорфской методики преподавания является подача учебного материала так называемыми «эпохами»: на протяжении 3 – 5 недель, именно столько необходимо для полного погружения в изучаемую тему, один предмет всесторонне изучается утром на основном уроке.

Например: 3 недели происходит изучение истории, затем 4 недели геометрия, такой подход обеспечивает постепенное постижение понятий и идей, дает возможность полностью погрузиться в материал, способствует не только развитию памяти, но и благотворно влияет на поддержание интереса к учебе.

По окончании "эпохи" дети чувствуют, что за этот период они действительно чего-то достигли и узнали.

ОТСУТСТВИЕ ОЦЕНОК И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОСТИ

Особенностью вальдорфской методики, является обучение без балльных оценок. Достижения каждого ребенка оцениваются индивидуально и качественно, в соответствии с его возможностями и достигнутым уровнем развития.

Главным мерилом на этом возрастном этапе является сам ребенок: его сегодняшнее состояние сравнивается с предыдущим; в соответствии с этим и оцениваются происходящие в нем позитивные или негативные изменения. В конце каждого года учитель пишет подробный детальный отчет-характеристику на каждого ученика.

ОБУЧЕНИЕ БЕЗ ТРАДИЦИОННЫХ УЧЕБНИКОВ

Как таковых учебников не существует: у всех детей есть рабочая тетрадь, которая становится их рабочей книгой или эпохальной тетрадью. Таким образом, они сами пишут себе учебники, где отражают свой опыт и то, чему научились. В тетрадях по эпохам они ведут записи по каждому разделу занятий (по каждому предмету), фиксируя самое важное. Тексты, как правило, до восьмого класса диктуются учителем или формулируются совместно всеми в классе. Эпохальные тетради богато иллюстрированы рисунками детей.

ОСОБАЯ РОЛЬ КЛАССНОГО УЧИТЕЛЯ

Особое внимание уделяется личности учителя. Учитель, по мнению Р. Штейнера, это главное лицо в школе. Все обучение построено на принципе личного примера педагога и его непосредственного воздействия на становление личности ученика. Авторитет учителя необходим ребенку в качестве примера для подражания и для чувства защищенности.

Классный учитель сопровождает учеников в младшей и средней школе, что позволяет ему наблюдать развитие детей в динамике, найти подход к каждому ученику, учитывая его особенности. Ребенок, переходя из младшей школы в среднюю, не испытывает стресса из-за смены учителей обстановки и подходов в обучении.

РАВНАЯ ВАЖНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ВСЕХ ПРЕДМЕТОВ УЧЕБНОГО ПЛАНА

Первые восемь лет обучения, все предметы одинаково важны для ребенка. Определенные занятия, которые в обычных школах часто считают второстепенными, в вальдорфских школах являются основными: искусство, музыка, рукоделие, ремесло, иностранные языки (обычно 2 в средней школе) и т. д. В младшей школе предметы вводятся постепенно из художественной среды, поскольку дети лучше реагируют на эту среду, чем на сухие лекции и зубрежку.

Все дети учатся игре на флейте и вязанию. С первого класса дети изучают два иностранных языка, приобретая опыт проникновения в мир души другого народа. Обучение иностранному языку начинается так же, как и своему родному в первые годы жизни - с самых простых слов, с детских стихов, песенок, игр.

На уроках рукоделия дети учатся вязанию на спицах и крючком, вышиванию, ткачеству, работают с различными "мягкими" материалами. На уроках художественного труда дети знакомятся с различными ремеслами и технологиями. Постепенно ремесло превращается в свободное художественное творчество. Дети изучают новый вид искусства движения - эвритмию.